Центр образования № 35
г.Тула
  • Таибова Мерзият Рахманбековна

    Разработка урока по окружающему миру 2 класс УМК «Школа России»         

    Тема: Дикие и домашние животные

    Тема предыдущего урока: «Дикорастущие и культурные растения»

    Межпредметные связи: литературное чтение.

    Цель урока: дать представление  о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.

    Планируемые образовательные результаты:

    • Предметные:
    • Дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различии;
    • Отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних;
    • Показать  значение домашних и диких животных в жизни человека
    • Метапредметные:
    • Регулятивные:
    • Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
    • Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
    • Познавательные
    • Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
    • Формировать умение представлять информацию в виде  таблицы, схемы.
    • Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
    • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать, на основе анализа объектов делать выводы.
    • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
    • Коммуникативные:
    • Формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
    • Развивать умение принимать коллективное решение, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
    • Формировать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
    • Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения.
    • Личностные:
    • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
    • Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности.
    • Работать над осознанием ответственности за общее дело.
    • Учиться выражать свое мнение.

    Продолжительность урока45минут.

       Место занятия – учебный кабинет.

    Материальное обеспечение: мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация.

    Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, дифференцированная.     Методы и приёмы: проблемный, частично-поисковый,  планирование, вопрос-ответ, метод

    стимулирования интереса к учению,  наблюдение, сравнение, конкретизация,  целеполагание,  рассуждение,  прогнозирование,  проблемная ситуация,  доказательство, опора,  рассуждение,       самоконтроль, исключение, комментирование, инструктаж, алгоритм, незаконченное предложение, познавательная игра.

         Методы и формы контроля: наблюдение, самооценка, взаимопроверка,  рефлексия.

         Тип урока: урок «открытия» новых знаний. 

         Вид:  урок-исследование с использованием активных форм работы (организация   групповой работы)

    Средства обучения: учебник «Окружающий мир. 2 класс» (1 часть);  Автор А.А. Плешаков. 3-е изд.,– М.: Просвещение, 2015 г; рабочая тетрадь 2 класс (1 часть);  Автор А.А. Плешаков.3-е изд.,– М.: Просвещение, 2015 г; карточки для индивидуальной, дифференцированной, групповой работы; компьютерная презентация.

    Технологии достижения цели урока: «Технология деятельностного подхода», «Технология проблемно-диалогического   обучения», «Информационно-коммуникационная», «Исследовательская».

    План урока:

    1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (3мин.)
    2. Актуализация  знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности (стадия вызова) (7мин.)
    3. Постановка темы урока, формирование учебной задачи (5мин.)
    4. Изучение нового материала (10мин.)
    5. Динамическая пауза (этап физической разрядки) (2мин.)
    6. Закрепление новых знаний и способов деятельности (13мин.)
    7. Итог урока (2мин.)
    8.  Рефлексия (2мин.)
    9. Домашнее задание (1мин.)

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (3мин)

    Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.

     (Звучит тихая музыка в течении  урока

    Я рада приветствовать вас в классе нашем

    Возможно, есть классы и лучше и краше,

     Но пусть в нашем классе вам будет светло,                                           

    Пусть будет уютно и очень легко.

    Поручено нам всем урок начинать,                           

    Поэтому время не будем терять.

    - А сейчас создадим хорошее настроение. Улыбнулись друг другу.

    -Проверьте, всё ли готовы к уроку.

    - Молодцы!

    -Предлагаю сегодня работать под девизом: 

    «Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!

    Думаем и рассуждаем, на уроках не скучаем!»

    -Работать будем в группах.

    -Вспомните правила работы в группе.

    Правила работы в группе:

    • убедись, что в разговоре участвует каждый;
    • говорить спокойно и ясно;
    • говорить только по делу;
    • не говорить  всем сразу;
    • реагировать жестами и знаками;
    • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
    • обращаться друг к другу по имени.

    2. Актуализация  знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности (стадия вызова) ( 7мин.)

    Цель:  подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к усвоению новых знаний.   

    - предлагаю вашему вниманию загадки, каждая начальная буква отгадки составит слово- понятие, которому будет посвящен наш урок:

    1.Зелёная, но не трава.
    Холодная, но не лёд.
    Поёт, но не птица-
    Вот такая небылица.
                                          (Жаба)

    2.Надутый, баловень двора,

    Он выступает важно.

    О красоте его пера

    Петух мечтает каждый.

                                       ( Индюк)

    3. На овчарку он похож

    Что ни зуб- то острый нож,

    Он бежит, оскалив пасть,

    На овцу готов напасть.

                                         (Волк)

    4. Ходят модницы за речкой -
    кудри белые колечком.
    А зимой из их кудряшек
    бабушка носочки вяжет.

                                          (Овца)

    5.Жук-вредитель, с виду – точка,
    Портит стебли и листочки:
    Сок растения сосёт,
    Так  к погибели ведёт.
    С ним все борются не зря,
    Жук-вредитель – это  ...(Тля!)

    6.В речке, где-то в глубине, 
    Может быть, на самом дне, 
    Под корягой он сидит 
    И на мир земной глядит… 
    Мы и молим, и велим, 
    Но не ловится …(Налим)

    7.По деревьям скачет ловко.
    Хвост ей лучшая страховка.
    Обожает есть бананы
    И кататься на лианах.

    (Обезьяна)

    8.Шерсть блестит как шелк моя,
    Чистоплотен очень я.
    Домом стало мне дупло,
    В нем и в холода тепло.
    Хвостик мой чуть полосат,
    Я красив, пушист, усат.

                                              (Енот)

    -Если вы правильно отгадали загадки и соединили начальные буквы отгадок, то получили слово- понятие о котором пойдет речь на нашем уроке: животное.

    (сравнивание с образцом на слайде)

    -Вспомните, на какие группы делятся все животные?

    -Назовите признаки различных групп животных и распределите животных в разные группы.

    -Обратите внимание на группу зверей, подумайте, какое животное здесь лишнее и почему?

    -Кого еще можно отнести к группе домашних животных?

     

    3.Постановка темы урока, формирование учебной задачи (5мин.)

    Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

    -Определите тему урока:

    - «Дикие и домашние животные»

    - Какую цель обозначим на сегодняшнем уроке?

    • Выявить главные различия  диких и домашних животных.
    • Выяснить их значение для человека.

    - обсудите с товарищами в группе все, что вы знаете по данной теме и заполните графу в таблицу «Знаю», теперь обсудите, что вы хотели бы узнать еще? Чему хотите научиться. Заполните графу «Хочу узнать» (таблица ЗХУ)

    Цель: собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Таблица `знаю - хочу знать – узнал.

    4. Изучение нового материала (10 мин.)

    Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

    Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения отгадывать загадки, развитие  умения объяснять смысл названий, используя этимологию

    -Подумайте, почему животных назвали «Дикие» и «Домашние»? Определите особенности домашних и диких животных. Занесите свои предположения в таблицу:

    Дикие

    Домашние

    Дикие

    Домашние

    Где живут?

    Где живут?

    Живут в природе.

    Живут рядом с человеком.

    Кто строит жилище?

    Кто строит жилище?

    Сами строят себе жильё

    Человек устраивает им жилище

    Как питаются?

    Как питаются?

    Добывают пищу сами

    Человек даёт пищу

    Кто заботится о потомстве?

    Кто заботится о потомстве?

    Заботятся сами

    Человек помогает заботиться

    Вывод

    Вывод

    Не зависят от человека

    Зависят от человека

    -Откройте учебники на странице 72 и сравните ваши выводы с материалом учебника.

     

    Как животных в мире много
    Грозных, добрых и смешных.
    Все идут своей дорогой,
    Кто с людьми, а кто без них.
    Наши кошки и собаки
    Стали членами семьи.
    Разнимаем мы их драки,
    Дарим ласки им свои.
    А в ответ мы получаем
    Эту преданность во всем.
    С ними мы не заскучаем
    В доме маленьком своем.

     
     

    Проблемный вопрос

    -как появились домашние животные? (высказывают предположения)

    -изучите статью, подготовьте по одному вопросу другой группе. Или иначе устроим перекрестный опрос.

    Самостоятельное изучение статьи в группах «Появление домашних животных»

    Домашние животные у человека появились разными путями.
    Так волки обитали возле жилищ древних людей, и поедали отходы от человеческой жизнедеятельности. Поскольку волки поднимали тревогу при приближении к стойбищам людей чужаков или крупных хищников люди заметили это и стали использовать и развивать эти качества. Люди начали отлавливать щенят и использовать их для охраны и охоты. Результат появление собак. Это произошло примерно 15000 - 20000 лет назад.
    Кошки пришли к людям, когда люди начали заниматься земледелием и возникла проблема истребления крыс и мышей в амбарах. Это произошло около 10000 лет назад.
    Овцы, свиньи, козы, коровы - появились в результате охот людей. Козу или свинью убивали и съедали, козлята, поросята, телята выкармливались и использовались в играх детей и для тренировки охотников. При наступлении голода этих домашних питомцев съедали. Затем додумались их вообще все время оставлять в неволе. Так и появился домашний скот и домашняя птица. Птиц куриц и индюшек одомашнили около 6000 лет назад.

    Перекрестный опрос в группах.
     

    Перекрестный опрос.

    5. Динамическая пауза (этап физической разрядки) (2мин.)

    Цель: снять утомляемость. Поддержать эмоциональный настрой.

    6.Закрепление новых знаний и способов деятельности (13мин.)

    Цель: организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения; Стимулировать интерес обучающихся  к выполнению заданий.

    Задание для групп.

    -У вас на столах стоят черные ящики, отгадайте, что в них.

    1 группа.

    Дом без окон, без дверей,
    белый дом и хрупкий.
    Захотел цыплёнок выйти-
    собирай скорлупки...     (Яйцо)

    3 группа.

    Чтоб не мерзнуть,

    Пять ребят

    В печке вязаной

    Сидят.      (Варежки)

    2 группа.

    Белая водица
    Всем нам пригодится.
    Из водицы белой
    Все, что хочешь, делай:
    Сливки, простоквашу,
    Масло в кашу нашу,
    Творожок на пирожок,
    Кушай, Ванюшка, дружок!         (Молоко)

    4 группа.

    Загадаю вам загадку:
    Вкусный он и очень сладкий,
    Быть здоровым помогает,
    Его летом собирают... (Мёд.)

    -Подготовьте в группах сообщение о тех животных, которые производят данные продукты жизнедеятельности по плану.

    1. Как называется?
    2. К какой группе животных относится?
    3. Чем питается?
    4. Где живет?
    5. Какую пользу приносит людям?
    6. В какой сказке или мультфильме встречается это животное?

    Игра «Найди  малыша» 
     -Однажды несмышленыши- малыши ушли гулять и заблудились, а их мамы пошли их искать.

    Как мамы будут звать своих детенышей?

    Учитель называет взрослых животных, а дети – детёнышей.
     

     

    -Свинья (поросята)
    -Корова (телёнок)
    -Утка (утята)

    - Гусь (гусята)
    -Лошадь (жеребята)
    -Овца (ягнята)
    -Кошка (котята)
    -Курица (цыплята)
    -Собака (щенята)

     

    Задание  для групп «Помоги найти дом».

    -Животные, как и люди, очень любят дружить! Поэтому, когда на ферме забыли запереть ворота, зверьки тут же побежали встречаться со своими лесными друзьями. Но ведь скоро ночь, и всем пора по домам. Вам предстоит помочь зверям найти дорогу домой. Помните: дикие животные обычно живут в лесу, а домашние - рядом с людьми, дома или на ферме. Определите, к какому типу относится то или иное животное, и проведите линию в нужное место. На столах перед каждым учащимся лежит карточка с названием животного.

     Задание «Отгадай, кто я.»

    -Составьте «портрет–загадку» какого-либо животного от его имени, указывая частично на особенности внешнего вида, места обитания, друзей, врагов.

    7.Итог урока (2мин.)

    Цель: проанализировать вместе с учащимися успешность достижения целей урока,  подведение  к итогу урока.

    -Продолжите фразу: Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются… (дикими животными)

    Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве,  называются … (домашними животными)

    -А для чего человек разводит домашних животных? На доске появляется таблица.

    •  продукты питания
    •  шерсть
    •  транспортное средство
    •  охрана жилища
    •  декоративное значение

    8.Рефлексия (2мин.)

    Цель: мобилизировать учащихся на самооценку и рефлексию своей деятельности.

    -Вернемся к нашей таблице, которую вы заполняли в начале урока (ЗХУ), запишите в третьей графе то, что узнали.

    - Продолжите фразу «Сегодня на уроке мы…», используя выражения:

    - узнали, заинтересовались…

    - научились, смогли…

    - Хотим особенно отметить ребят в группе…

    9.Домашнее задание (1мин.)

    Цель: мотивировать детей на творческо-поисковую работу.

    Обязательно для всех:

    Рабочая тетрадь стр.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie