Разработка урока по окружающему миру 2 класс УМК «Школа России»
Тема: Дикие и домашние животные
Тема предыдущего урока: «Дикорастущие и культурные растения»
Межпредметные связи: литературное чтение.
Цель урока: дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные:
- Дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различии;
- Отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних;
- Показать значение домашних и диких животных в жизни человека
- Метапредметные:
- Регулятивные:
- Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
- Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
- Познавательные
- Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
- Формировать умение представлять информацию в виде таблицы, схемы.
- Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать, на основе анализа объектов делать выводы.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
- Коммуникативные:
- Формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
- Развивать умение принимать коллективное решение, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Формировать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения.
- Личностные:
- Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
- Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
- Работать над осознанием ответственности за общее дело.
- Учиться выражать свое мнение.
Продолжительность урока – 45минут.
Место занятия – учебный кабинет.
Материальное обеспечение: мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, дифференцированная. Методы и приёмы: проблемный, частично-поисковый, планирование, вопрос-ответ, метод
стимулирования интереса к учению, наблюдение, сравнение, конкретизация, целеполагание, рассуждение, прогнозирование, проблемная ситуация, доказательство, опора, рассуждение, самоконтроль, исключение, комментирование, инструктаж, алгоритм, незаконченное предложение, познавательная игра.
Методы и формы контроля: наблюдение, самооценка, взаимопроверка, рефлексия.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Вид: урок-исследование с использованием активных форм работы (организация групповой работы)
Средства обучения: учебник «Окружающий мир. 2 класс» (1 часть); Автор А.А. Плешаков. 3-е изд.,– М.: Просвещение, 2015 г; рабочая тетрадь 2 класс (1 часть); Автор А.А. Плешаков.3-е изд.,– М.: Просвещение, 2015 г; карточки для индивидуальной, дифференцированной, групповой работы; компьютерная презентация.
Технологии достижения цели урока: «Технология деятельностного подхода», «Технология проблемно-диалогического обучения», «Информационно-коммуникационная», «Исследовательская».
План урока:
- Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (3мин.)
- Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности (стадия вызова) (7мин.)
- Постановка темы урока, формирование учебной задачи (5мин.)
- Изучение нового материала (10мин.)
- Динамическая пауза (этап физической разрядки) (2мин.)
- Закрепление новых знаний и способов деятельности (13мин.)
- Итог урока (2мин.)
- Рефлексия (2мин.)
- Домашнее задание (1мин.)
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (3мин)
Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
(Звучит тихая музыка в течении урока)
Я рада приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам всем урок начинать,
Поэтому время не будем терять.
- А сейчас создадим хорошее настроение. Улыбнулись друг другу.
-Проверьте, всё ли готовы к уроку.
- Молодцы!
-Предлагаю сегодня работать под девизом:
«Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!
Думаем и рассуждаем, на уроках не скучаем!»
-Работать будем в группах.
-Вспомните правила работы в группе.
Правила работы в группе:
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- говорить спокойно и ясно;
- говорить только по делу;
- не говорить всем сразу;
- реагировать жестами и знаками;
- возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
- обращаться друг к другу по имени.
2. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности (стадия вызова) ( 7мин.)
Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к усвоению новых знаний.
- предлагаю вашему вниманию загадки, каждая начальная буква отгадки составит слово- понятие, которому будет посвящен наш урок:
1.Зелёная, но не трава. |
2.Надутый, баловень двора, Он выступает важно. О красоте его пера Петух мечтает каждый. ( Индюк) |
3. На овчарку он похож Что ни зуб- то острый нож, Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк) |
4. Ходят модницы за речкой - (Овца) |
5.Жук-вредитель, с виду – точка, |
6.В речке, где-то в глубине, |
7.По деревьям скачет ловко. (Обезьяна) |
8.Шерсть блестит как шелк моя, (Енот) |
-Если вы правильно отгадали загадки и соединили начальные буквы отгадок, то получили слово- понятие о котором пойдет речь на нашем уроке: животное.
(сравнивание с образцом на слайде)
-Вспомните, на какие группы делятся все животные?
-Назовите признаки различных групп животных и распределите животных в разные группы.
-Обратите внимание на группу зверей, подумайте, какое животное здесь лишнее и почему?
-Кого еще можно отнести к группе домашних животных?
3.Постановка темы урока, формирование учебной задачи (5мин.)
Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.
-Определите тему урока:
- «Дикие и домашние животные»
- Какую цель обозначим на сегодняшнем уроке?
- Выявить главные различия диких и домашних животных.
- Выяснить их значение для человека.
- обсудите с товарищами в группе все, что вы знаете по данной теме и заполните графу в таблицу «Знаю», теперь обсудите, что вы хотели бы узнать еще? Чему хотите научиться. Заполните графу «Хочу узнать» (таблица ЗХУ)
Цель: собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Таблица `знаю - хочу знать – узнал.
4. Изучение нового материала (10 мин.)
Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения отгадывать загадки, развитие умения объяснять смысл названий, используя этимологию
-Подумайте, почему животных назвали «Дикие» и «Домашние»? Определите особенности домашних и диких животных. Занесите свои предположения в таблицу:
Дикие |
Домашние |
Дикие |
Домашние |
||
Где живут? |
Где живут? |
Живут в природе. |
Живут рядом с человеком. |
||
Кто строит жилище? |
Кто строит жилище? |
Сами строят себе жильё |
Человек устраивает им жилище |
||
Как питаются? |
Как питаются? |
Добывают пищу сами |
Человек даёт пищу |
||
Кто заботится о потомстве? |
Кто заботится о потомстве? |
Заботятся сами |
Человек помогает заботиться |
||
Вывод |
Вывод |
Не зависят от человека |
Зависят от человека |
||
-Откройте учебники на странице 72 и сравните ваши выводы с материалом учебника.
Как животных в мире много
Грозных, добрых и смешных.
Все идут своей дорогой,
Кто с людьми, а кто без них.
Наши кошки и собаки
Стали членами семьи.
Разнимаем мы их драки,
Дарим ласки им свои.
А в ответ мы получаем
Эту преданность во всем.
С ними мы не заскучаем
В доме маленьком своем.
Проблемный вопрос
-как появились домашние животные? (высказывают предположения)
-изучите статью, подготовьте по одному вопросу другой группе. Или иначе устроим перекрестный опрос.
Самостоятельное изучение статьи в группах «Появление домашних животных»
Домашние животные у человека появились разными путями.
Так волки обитали возле жилищ древних людей, и поедали отходы от человеческой жизнедеятельности. Поскольку волки поднимали тревогу при приближении к стойбищам людей чужаков или крупных хищников люди заметили это и стали использовать и развивать эти качества. Люди начали отлавливать щенят и использовать их для охраны и охоты. Результат появление собак. Это произошло примерно 15000 - 20000 лет назад.
Кошки пришли к людям, когда люди начали заниматься земледелием и возникла проблема истребления крыс и мышей в амбарах. Это произошло около 10000 лет назад.
Овцы, свиньи, козы, коровы - появились в результате охот людей. Козу или свинью убивали и съедали, козлята, поросята, телята выкармливались и использовались в играх детей и для тренировки охотников. При наступлении голода этих домашних питомцев съедали. Затем додумались их вообще все время оставлять в неволе. Так и появился домашний скот и домашняя птица. Птиц куриц и индюшек одомашнили около 6000 лет назад.
Перекрестный опрос в группах.
Перекрестный опрос.
5. Динамическая пауза (этап физической разрядки) (2мин.)
Цель: снять утомляемость. Поддержать эмоциональный настрой.
6.Закрепление новых знаний и способов деятельности (13мин.)
Цель: организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения; Стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий.
Задание для групп.
-У вас на столах стоят черные ящики, отгадайте, что в них.
1 группа. Дом без окон, без дверей, |
3 группа. Чтоб не мерзнуть, Пять ребят В печке вязаной Сидят. (Варежки) |
2 группа. Белая водица |
4 группа. Загадаю вам загадку: |
-Подготовьте в группах сообщение о тех животных, которые производят данные продукты жизнедеятельности по плану.
- Как называется?
- К какой группе животных относится?
- Чем питается?
- Где живет?
- Какую пользу приносит людям?
- В какой сказке или мультфильме встречается это животное?
Игра «Найди малыша»
-Однажды несмышленыши- малыши ушли гулять и заблудились, а их мамы пошли их искать.
Как мамы будут звать своих детенышей?
Учитель называет взрослых животных, а дети – детёнышей.
-Свинья (поросята)
-Корова (телёнок)
-Утка (утята)
- Гусь (гусята)
-Лошадь (жеребята)
-Овца (ягнята)
-Кошка (котята)
-Курица (цыплята)
-Собака (щенята)
Задание для групп «Помоги найти дом».
-Животные, как и люди, очень любят дружить! Поэтому, когда на ферме забыли запереть ворота, зверьки тут же побежали встречаться со своими лесными друзьями. Но ведь скоро ночь, и всем пора по домам. Вам предстоит помочь зверям найти дорогу домой. Помните: дикие животные обычно живут в лесу, а домашние - рядом с людьми, дома или на ферме. Определите, к какому типу относится то или иное животное, и проведите линию в нужное место. На столах перед каждым учащимся лежит карточка с названием животного.
Задание «Отгадай, кто я.»
-Составьте «портрет–загадку» какого-либо животного от его имени, указывая частично на особенности внешнего вида, места обитания, друзей, врагов.
7.Итог урока (2мин.)
Цель: проанализировать вместе с учащимися успешность достижения целей урока, подведение к итогу урока.
-Продолжите фразу: Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются… (дикими животными)
Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются … (домашними животными)
-А для чего человек разводит домашних животных? На доске появляется таблица.
- продукты питания
- шерсть
- транспортное средство
- охрана жилища
- декоративное значение
8.Рефлексия (2мин.)
Цель: мобилизировать учащихся на самооценку и рефлексию своей деятельности.
-Вернемся к нашей таблице, которую вы заполняли в начале урока (ЗХУ), запишите в третьей графе то, что узнали.
- Продолжите фразу «Сегодня на уроке мы…», используя выражения:
- узнали, заинтересовались…
- научились, смогли…
- Хотим особенно отметить ребят в группе…
9.Домашнее задание (1мин.)
Цель: мотивировать детей на творческо-поисковую работу.
Обязательно для всех:
Рабочая тетрадь стр.